Самым достоверный ответ будет у первоисточника. У него и спросим.
______________
- Уважаемое произведение! Вы бываете... всяким и полезным, большим и маленьким, редким и популярным... Как и любой объект, Вы имеете свои признаки и свойства, для того, чтобы нам легче было Вас узнавать с первого взгляда (с последнего-то, понятное дело, мы и сами поймем, кто Вы). Если вдруг выключить свет и звук и оставить только информацию, то как мы увидим или услышим, кто стоит перед нами, мужчина или женщина, животное или дерево? Если мы не видим, а оно молчит. Скорее будет достигнуто понимание, если оно само сообщит о том, кто оно. И дольше, если мы наощупь будем догадываться о том, что это. Поговорим о том, каким Вы бываете.
- Живым и мертвым!
- Простите?
- Я живу, если нахожусь в чьей-то памяти. Если хоть один человек на свете узнал меня и не забыл, а у другого есть возможность меня увидеть, то я - живое.
- Хорошо, дальше не продолжайте. Остановимся на живых, а то у меня боязнь трупов. Каким Вы бываете?
- Я бываю самим собой!
- Как?
- Тогда я - биография. А если я придуриваюсь...
- Что?!
- То я делаю это художественно!
- Оригинально...
- Если оригинально, то это неформат!
- Вы решили посмеяться сейчас?
- Когда я решу, тогда это будет юмор или юмореска, если я сменю пол!
- И всегда ли Вы такое вселикое?
- Если Вы вышвырните вторую букву из последнего слова, то мой ответ будет утвердительным.
- А если нет?
- То, тогда я бываю в строгих воплощениях, или в смешанных, чтобы запутать следы...
- Так... интервью о Вас и Вам подобным, чувствуется, не получилось...
- Вообще-то, да. Пожалуй, оно смахивало на допрос.
- Пройдемте в хирургический кабинет. Разрежу Вас и все увижу, да и дело с концом. А в первую очередь отсеку Вам язык, чтобы Вы меня не путали.
- Вы убьете устную речь!!!
- Ничего страшного. Больше будет порядка.
- Там не на что смотреть! Форма да содержание, больше ничего нет!
- А мне больше ничего и не нужно.
- Я расскажу само!
- Вы уже это сделали и довольно неточно.
- Отныне я буду исключительно документальным!
- У Вас три минуты, пока я заточу ножи.
- Мы рождаемся малыми формами! Она круглая с хвостом, называется сп...
- Слово?
- Нет, нас порождает человек, а он как раз из этой формы и получается!
- Ну, хватит с меня. Скальпель!
- Послушайте! Остановитесь! Меня резали уже не раз, посмотрите мой анамнез! Там вся анатомия!
- Бесполезно. Срезы всегда разные получаются. И мне непонятно, как же Вас все-таки классифицировать. Придется к Вашему анамнезу добавить последнюю страницу.
- Последнюю?!
- Вскрытие.
- Не надо, я расскажу! Я расскажу само! Не на...
. .... .....
- Сестра! Отнесите язык на гистологию в лабораторную...
___________
Итак... Род (характер отображения действительности)
- ЭПОС (греч. "повествование") - внешние по отношению к автору события.
- ЛИРИКА (греч. "исполняемое под лиру") - нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.
- ДРАМА (греч. "действие") - для постановки на сцене (в основном диалоги персонажей)
_____________
Вид (жанр – вариация вида, тип)
- Эпических произведений:
ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях.
РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
ПОВЕСТЬ – художественное произведение, между романом и рассказом по объему и сложности сюжета.
РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
БАСНЯ – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.
САГА (исл. segja — "говорить") — произведения, записанные или относящиеся к Древней Исландии. Сейчас сагой называют также произведения других стилей и эпох или вообще жизненные истории, имеющие нечто общее с древнеисландскими сагами (эпичность стиля, содержания и/или отношение к семейным историям нескольких поколений).
ЛЕГЕНДА - (миф) эпический рассказ о значительных событиях, значимых героях (присутствует много вымысла либо преувеличения)
- Лирических произведений:
ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное "письмо"-обращение к лицу(ам), просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.
- Лироэпических произведений:
ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – большое стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.
- Драматических произведений:
ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ВОДЕВИЛЬ – разновидность комедии, лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – разновидность комедии, театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.
ДРАМА («действие») – это произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом (разновидности: трагикомедия или мелодрама).